
Виды закупок по 223-ФЗ: таблица, выбор, описание, условия

Процедура торгов по Закону № 223-ФЗ происходит более мягко. Жесткий регламент закупок по 44-ФЗ здесь заменен Положением о закупках, которое формируют сами заказчики. Складывающийся при этом порядок проведения торгов ни в коей мере не противоречит законодательству.
В статье мы расскажем о способах закупок, предусмотренных ФЗ № 223, какие условия нужны для неконкурентных закупок, что такое конкурентные закупки по 223-ФЗ, типы процедур, как сделать выбор способа закупки.
Способы закупки по 223-ФЗ: таблица и краткое описание
Закупки по 223-ФЗ делят на два типа – конкурентные и неконкурентные. Они бывают открытыми и закрытыми. Закон также особо выделяет торги, в которых участвуют только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).
Узнаем, что означает каждый тип торгов.
Конкурентные закупки
В конкурентных закупках участники-исполнители соперничают за право заключения договора с заказчиком на условиях, поставленных им в заявках. Для осуществления конкурентной закупки заказчик публикует заявку в Единой информационной системе в сфере госзакупок (ЕИС) или направляет приглашение хотя бы 2 поставщикам для участия в закрытых торгах.
Часть 6.1. ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ устанавливает правила описания объекта конкурентной закупки, которые все участники обязаны строго выполнять.
Как правильно описывают объект конкурентной закупки:
-
Указывают потребительские свойства, технические и качественные, а при необходимости и эксплуатационные характеристики объекта.
-
В описание не включают требования, которые могут неправомерно ограничить конкуренцию: указания на товарные знаки, фирменные названия, патенты, полезные модели, промышленные образцы, страну происхождения. Однако здесь может быть исключение, если это единственный способ точно описать объект закупки.
-
Если приходится указывать товарный знак, его дополняют словами «или эквивалент», заключенными в скобки. Исключение – несовместимость данного объекта с товарами других торговых знаков, технические ограничения при закупках запчастей и расходных материалов. Также возможность поставки эквивалента исключена, если закупки проводятся для исполнения государственного или муниципального контракта либо тендеров, в которых обозначен конкретный торговый знак.
Конкурентные закупки могут называться аналогично закупкам по 44-ФЗ (конкурс, аукцион, запрос котировок) и могут иметь свои наименования. Какой именно способ закупок заказчик намеревается использовать он всегда определяет в своем Положении о закупках. При этом он в обязательном порядке подробно описывает порядок их проведения, основываясь на требованиях законодательства к процедуре проведения конкурентных торгов.
Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ, их виды и сроки размещения информации в Единой информационной системе (ЕИС) приведены в таблице ниже.
№ п/п | Способ закупки | Разновидности | Сроки размещения извещения и документации в ЕИС |
1 | Конкурс | - открытый - в электронной форме - закрытый | не меньше чем за 15 дней до даты окончания приема заявок |
2 | Аукцион | - открытый - в электронной форме - закрытый | не меньше чем за 15 дней до даты окончания приема заявок |
3 | Запрос котировок | - в электронной форме - закрытый | не меньше чем за 5 дней до даты окончания приема заявок |
4 | Запрос предложений | - в электронной форме - закрытый | не меньше чем за 5 дней до даты окончания приема заявок |
Неконкурентные закупки
Неконкурентные тендеры проводятся у единственного поставщика (подрядчика, если речь идет об оказании услуг) или в соответствии с Положением о закупке заказчика. Такие закупки торгами не признаются, к ним не применяются правила ч. 3 ст. 3 223-ФЗ «Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг».
Закрытые торги
Закрытая процедура проводится в случаях, определенных нормативно-правовыми актами Правительства России. В частности, именно на закрытых торгах определяются исполнители закупок, содержащих государственную тайну или проходящих в рамках выполнения гособоронзаказа.
К закрытым процедурам имеет доступ ограниченное количество участников, которые способны выполнять столь специфические работы. Возможные исполнители получают приглашение от заказчика, к которому прилагается документация по закупке.
Конкурентные закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства
В целях поддержки национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 223-ФЗ определяет правила проведения закупок с участием субъектов малого и среднего бизнеса. Главным образом они ограничивают заказчиков в создании собственных особенностей торгов. Что это означает?
Во-первых, закупки для представителей МСП проводят только в электронном формате и только четырьмя основными способами: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Закупки при этом производятся на электронных торговых площадках, действующих по правилам 44-ФЗ и в соответствии с другими требованиям, установленным Правительством РФ.
Во-вторых, этапы, которые содержат закупки с участием МСП, строго регламентированы положениями 223-ФЗ. Одновременно закон устанавливает правила, необходимые к выполнению при включении таких этапов.
В-третьих, для участников – субъектов МСП устанавливается ограничение шага аукциона.
Закупка у единого поставщика по 223-ФЗ: основания для безальтернативного способа
Оснований для безальтернативного способа проведения закупок достаточно много. По мнению специалистов, их насчитывается более 50. В любом случае, если заказчик решает применить неконкурентную процедуру, он указывает это в своем Положении о закупках. Причем требования ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ уже не накладывают на него соответствующих обязательств. В итоге заключение договора по итогам безальтернативной закупки не является обязательным.
Какие основания могут быть у заказчика для закупки товаров/работ/услуг у единственного поставщика:
-
закупка, цена которой не превышает установленного значения;
-
закупка совместимого или уникального товара/работы/услуги;
-
закупка для удовлетворения срочной потребности в товаре/работе/услуге;
-
закупка по итогам несостоявшихся конкурентных торгов;
-
закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами;
-
закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности;
-
закупка у ограниченного круга лиц.
Рассмотрим каждую причину подробнее.
Закупка, цена которой не превышает установленного значения
223-ФЗ не ограничивает предельную стоимость закупки у единственного поставщика, поэтому заказчик самостоятельно определяет ее в своем Положении о закупке. Единственный фактор, который влияет на предельную стоимость, – масштаб хозяйственной деятельности. Обычно эта сумма находится в пределах 100 000 руб. для объектов малого/среднего бизнеса и 500 000 руб. для крупных заказчиков. Такие объемы дают право не размещать в ЕИС сведения о закупке, а потому мелкие сделки возможно проводить без дополнительных затрат финансов и времени, которые необходимы при конкурентных торгах.
Закупка совместимого или уникального товара/работы/услуги
Данное основание применимо, когда заказчик нуждается в повторной или дополнительной закупке товаров (проведении работ, оказании услуг), которые уже были поставлены ранее в ходе исполнения другого договора или совместимых с ними.
Привлечение нового исполнителя в подобных ситуациях только несет дополнительные издержки для заказчика: организационные расходы, финансовые траты, потери времени.
Также это основание применимо, когда закупаемые товары/работы/услуги поставляет конкретный поставщик/исполнитель, а равноценная замена отсутствует. И связано это не только с уникальностью товара/работы/услуги, но и с особенностями рынка или самого исполнителя.
Когда применяется данное основание:
-
закупаемый товар имеется в наличии только у одного поставщика;
-
поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки;
-
закупаются услуги, связанные с участием в мероприятии, необходимом для заказчика.
Закупка для удовлетворения срочной потребности в товаре/работе/услуге
Применение этого основания избавляет заказчика от затрат времени и финансов, если ему необходимо решить непредвиденные проблемы.
Такие закупки производятся, если:
-
возникает чрезвычайная ситуация, авария, обстоятельства непреодолимой силы и иные, не зависящие от воли заказчика обстоятельства, либо угроза их наступления, также ликвидация их последствий;
-
антимонопольным органом отменены результаты конкурентной закупки, а осуществить ее повторно в сроки, предусмотренные планом закупки и/или производственным графиком, нельзя;
-
необходимо завершить исполнение расторгнутого договора, а провести конкурентную закупку невозможно.
Закупка по итогам несостоявшейся процедуры
Обычно применяется, когда уже проведенная конкурентная закупка признана несостоявшейся, а потребность в товаре/работе/услуге осталась. Провести же повторную конкурентную процедуру заказчику не позволяют сроки.
Например:
-
по итогам процедуры допущена к участию только одна заявка;
-
ни одна заявка не была подана или допущена к участию в закупке.
Закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами
Обычно используется, когда заказчик выступает в роли исполнителя договора с третьим лицом, в том числе госконтракта, заключенного по 44-ФЗ.
В этом случае закупка у единственного поставщика дает заказчику возможность своевременно оформить обеспечение исполнения договора в форме банковской гарантии, снизить риски невыполнения или несвоевременного исполнения государственных или муниципальных заказов.
Также такой вариант позволяет заказчику выполнить условие о привлечении субъектов МСП к выполнению субподрядных работ.
Закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности
Применяется при закупке постоянных услуг:
-
коммунальных;
-
водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения и т. д.;
-
подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
-
по техническому и санитарному содержанию помещений;
-
стационарной и мобильной связи.
Здесь все очевидно. Во-первых, потребность в таких услугах регулярная. Поскольку от них зависит бесперебойная работа заказчика, целесообразно за ними обращаться напрямую к конкретным исполнителям – управляющим компаниям, эксплуатирующим организациям, операторам связи.
Закупка у ограниченного круга лиц
Потребность применить это основание возникает, когда поставка товаров/работ/услуг является исключительным полномочием третьих лиц.
Что означает такая закупка:
-
приобретение товаров/работ/услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий, например покупка билетов у РЖД;
-
получение услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им организаций.
То есть заказчик избавляется от необходимости организовывать формальные конкурентные торги, если фактически заявку подаст только один участник.
Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ: виды процедур
Как уже было определено выше, под конкурентными понимают закупки (торги), где участники-исполнители соперничают за право заключения договора с заказчиком по его заявке на его условиях.
Выделяют четыре основных вида конкурентных закупок:
-
конкурс;
-
аукцион;
-
запрос котировок;
-
запрос предложений.
Узнаем, что представляет собой каждый вид.
Конкурс
Это форма торгов, когда победителем становится тот участник, окончательная заявка которого предлагает лучшие условия исполнения договора.
Что это значит – лучшие условия исполнения договора? Заказчик оценивает предложение участника по нескольким факторам: цена, гарантийный срок, наличие опыта выполнения аналогичных работ, срок исполнения работ.
Этот способ заказчик использует, когда ему важны не только цена контракта, но и другие параметры. В этом случае роль критерия «цена» может быть понижена, что не противоречит 223-ФЗ, и на первое место выходит другой критерий, например гарантийные обязательства исполнителя или срок выполнения заказа.
В этом случае заказчик указывает параметры оценки заявок, а претенденты не только предлагают цену, но и указывают необходимые характеристики закупаемого товара/работ/услуг. По каждому параметру заказчик проставляет баллы.
Победителем конкурса становится тот участник, который набрал максимальное количество баллов по заявке. В соответствии с Гражданским кодексом РФ заказчик обязан заключить договор именно с ним.
Конкурсная процедура может проводиться в один или два этапа по усмотрению заказчика на основании его Положения о закупках. При многоэтапном конкурсе сначала оцениваются технические предложения (без цены). Далее рассматриваются заявки с указанием цены (технико-коммерческое предложение) тех участников, которые были допущены ко второму этапу.
Аукцион
Вид торгов, когда победителем становится тот участник, который предложил самую низкую цену договора путем снижения начальной цены, заявленной в извещении о проведении аукциона. Снижение производится в соответствии с шагом аукциона – заранее установленной величиной, обычно выраженной в процентах к стартовой цене. Результатом аукциона становится обязательное подписание договора заказчиком и исполнителем.
Аукцион обычно проводится, когда заказчик точно знает, что именно ему нужно, какого качества и в какие сроки. Цель – покупка необходимого по наименьшей цене.
Запрос котировок
Формат закупок, при котором победителем признают того участника, чья заявка соответствует требованиям заказчика при наиболее низкой цене договора. Цель запроса котировок – заключение договора по самой выгодной для заказчика цене. Обычно эту форму используют для закупки недорогих товаров/работ/услуг в короткие сроки.
Запрос предложений
В этом случае победителем становится тот участник закупки, заявка которого максимально удовлетворяет требования закупочной документации и предлагает лучшие условия поставки товаров/работ/услуг.
Формат аналогичен конкурсу, но есть одно существенное отличие: участники имеют возможность улучшить свои первоначальные предложения и направить их заказчику.
Как выбрать способ закупки по 223-ФЗ
Когда заказчик намерен произвести закупку товаров/работ/услуг, он должен использовать только те способы, которые он предусмотрел в Положении о закупках. А применение той или иной формы определяется рядом условий, которые указаны в Положении.
Так, открытый конкурс заказчик может провести, если:
-
для него важно выполнение нескольких условий договора одновременно;
-
срок закупки составляет более 15 дней;
-
начальная максимальная цена контракта более 10 миллионов рублей.
Под сроком закупки подразумевается время от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора.
Открытый аукцион проводят, когда:
-
заказчику важна цена договора;
-
на проведение закупки у него есть не менее 15 дней;
-
начальная цена договора превышает 10 миллионов рублей.
Если же времени на закупки у заказчика меньше, он вправе использовать процедуру запроса оферт – котировок или предложений.
Это означает:
-
Запрос предложений проводится, когда заказчик имеет в своем распоряжении не менее 7 дней, и для него важны несколько условий исполнения договора.
-
Если на проведение закупки у заказчика всего 5 дней, и важным условием для него является цена, он использует запрос котировок.
Существует несколько способов закупок, позволяющих заказчику выбрать приемлемый для себя вариант – удовлетворить свои потребности в качественных и надежных товарах/работах/услугах при одновременном эффективном вложении средств. Каким именно способом воспользоваться, заказчик определяет самостоятельно, опираясь на специфику закупаемых товаров/работ/услуг и особенностей своей деятельности.
Другие материалы
Подписка по интересам
Будьте в курсе актуальных предложений и новостей. Настройте подписку и получайте только самое важное для вас!