Новости компании

Виды закупок по 223-ФЗ: таблица, выбор, описание, условия

Виды закупок по 223-ФЗ: таблица, выбор, описание, условия

Процедура торгов по Закону № 223-ФЗ происходит более мягко. Жесткий регламент закупок по 44-ФЗ здесь заменен Положением о закупках, которое формируют сами заказчики. Складывающийся при этом порядок проведения торгов ни в коей мере не противоречит законодательству.

В статье мы расскажем о способах закупок, предусмотренных ФЗ № 223, какие условия нужны для неконкурентных закупок, что такое конкурентные закупки по 223-ФЗ, типы процедур, как сделать выбор способа закупки.

Способы закупки по 223-ФЗ: таблица и краткое описание

Закупки по 223-ФЗ делят на два типа – конкурентные и неконкурентные. Они бывают открытыми и закрытыми. Закон также особо выделяет торги, в которых участвуют только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).

Узнаем, что означает каждый тип торгов.

Конкурентные закупки

В конкурентных закупках участники-исполнители соперничают за право заключения договора с заказчиком на условиях, поставленных им в заявках. Для осуществления конкурентной закупки заказчик публикует заявку в Единой информационной системе в сфере госзакупок (ЕИС) или направляет приглашение хотя бы 2 поставщикам для участия в закрытых торгах.

Часть 6.1. ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ устанавливает правила описания объекта конкурентной закупки, которые все участники обязаны строго выполнять.

Как правильно описывают объект конкурентной закупки:

  1. Указывают потребительские свойства, технические и качественные, а при необходимости и эксплуатационные характеристики объекта.

  2. В описание не включают требования, которые могут неправомерно ограничить конкуренцию: указания на товарные знаки, фирменные названия, патенты, полезные модели, промышленные образцы, страну происхождения. Однако здесь может быть исключение, если это единственный способ точно описать объект закупки.

  3. Если приходится указывать товарный знак, его дополняют словами «или эквивалент», заключенными в скобки. Исключение – несовместимость данного объекта с товарами других торговых знаков, технические ограничения при закупках запчастей и расходных материалов. Также возможность поставки эквивалента исключена, если закупки проводятся для исполнения государственного или муниципального контракта либо тендеров, в которых обозначен конкретный торговый знак.

Конкурентные закупки могут называться аналогично закупкам по 44-ФЗ (конкурс, аукцион, запрос котировок) и могут иметь свои наименования. Какой именно способ закупок заказчик намеревается использовать он всегда определяет в своем Положении о закупках. При этом он в обязательном порядке подробно описывает порядок их проведения, основываясь на требованиях законодательства к процедуре проведения конкурентных торгов.

Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ, их виды и сроки размещения информации в Единой информационной системе (ЕИС) приведены в таблице ниже.


№ п/п Способ закупки Разновидности Сроки размещения извещения и документации в ЕИС
1 Конкурс - открытый
- в электронной форме
- закрытый
не меньше чем за 15 дней до даты окончания приема заявок
2 Аукцион - открытый
- в электронной форме
- закрытый
не меньше чем за 15 дней до даты окончания приема заявок
3 Запрос котировок - в электронной форме
- закрытый
не меньше чем за 5 дней до даты окончания приема заявок
4 Запрос предложений - в электронной форме
- закрытый
не меньше чем за 5 дней до даты окончания приема заявок

Неконкурентные закупки

Неконкурентные тендеры проводятся у единственного поставщика (подрядчика, если речь идет об оказании услуг) или в соответствии с Положением о закупке заказчика. Такие закупки торгами не признаются, к ним не применяются правила ч. 3 ст. 3 223-ФЗ «Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг».

Закрытые торги

Закрытая процедура проводится в случаях, определенных нормативно-правовыми актами Правительства России. В частности, именно на закрытых торгах определяются исполнители закупок, содержащих государственную тайну или проходящих в рамках выполнения гособоронзаказа.

К закрытым процедурам имеет доступ ограниченное количество участников, которые способны выполнять столь специфические работы. Возможные исполнители получают приглашение от заказчика, к которому прилагается документация по закупке.

Конкурентные закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства

В целях поддержки национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 223-ФЗ определяет правила проведения закупок с участием субъектов малого и среднего бизнеса. Главным образом они ограничивают заказчиков в создании собственных особенностей торгов. Что это означает?

Во-первых, закупки для представителей МСП проводят только в электронном формате и только четырьмя основными способами: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Закупки при этом производятся на электронных торговых площадках, действующих по правилам 44-ФЗ и в соответствии с другими требованиям, установленным Правительством РФ.

Во-вторых, этапы, которые содержат закупки с участием МСП, строго регламентированы положениями 223-ФЗ. Одновременно закон устанавливает правила, необходимые к выполнению при включении таких этапов.

В-третьих, для участников – субъектов МСП устанавливается ограничение шага аукциона.

Закупка у единого поставщика по 223-ФЗ: основания для безальтернативного способа

Оснований для безальтернативного способа проведения закупок достаточно много. По мнению специалистов, их насчитывается более 50. В любом случае, если заказчик решает применить неконкурентную процедуру, он указывает это в своем Положении о закупках. Причем требования ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ уже не накладывают на него соответствующих обязательств. В итоге заключение договора по итогам безальтернативной закупки не является обязательным.

Какие основания могут быть у заказчика для закупки товаров/работ/услуг у единственного поставщика:

  • закупка, цена которой не превышает установленного значения;

  • закупка совместимого или уникального товара/работы/услуги;

  • закупка для удовлетворения срочной потребности в товаре/работе/услуге;

  • закупка по итогам несостоявшихся конкурентных торгов;

  • закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами;

  • закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности;

  • закупка у ограниченного круга лиц.

Рассмотрим каждую причину подробнее.

Закупка, цена которой не превышает установленного значения

223-ФЗ не ограничивает предельную стоимость закупки у единственного поставщика, поэтому заказчик самостоятельно определяет ее в своем Положении о закупке. Единственный фактор, который влияет на предельную стоимость, – масштаб хозяйственной деятельности. Обычно эта сумма находится в пределах 100 000 руб. для объектов малого/среднего бизнеса и 500 000 руб. для крупных заказчиков. Такие объемы дают право не размещать в ЕИС сведения о закупке, а потому мелкие сделки возможно проводить без дополнительных затрат финансов и времени, которые необходимы при конкурентных торгах.

Закупка совместимого или уникального товара/работы/услуги

Данное основание применимо, когда заказчик нуждается в повторной или дополнительной закупке товаров (проведении работ, оказании услуг), которые уже были поставлены ранее в ходе исполнения другого договора или совместимых с ними.

Привлечение нового исполнителя в подобных ситуациях только несет дополнительные издержки для заказчика: организационные расходы, финансовые траты, потери времени.

Также это основание применимо, когда закупаемые товары/работы/услуги поставляет конкретный поставщик/исполнитель, а равноценная замена отсутствует. И связано это не только с уникальностью товара/работы/услуги, но и с особенностями рынка или самого исполнителя.

Когда применяется данное основание:

  • закупаемый товар имеется в наличии только у одного поставщика;

  • поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки;

  • закупаются услуги, связанные с участием в мероприятии, необходимом для заказчика.

Закупка для удовлетворения срочной потребности в товаре/работе/услуге

Применение этого основания избавляет заказчика от затрат времени и финансов, если ему необходимо решить непредвиденные проблемы.

Такие закупки производятся, если:

  • возникает чрезвычайная ситуация, авария, обстоятельства непреодолимой силы и иные, не зависящие от воли заказчика обстоятельства, либо угроза их наступления, также ликвидация их последствий;

  • антимонопольным органом отменены результаты конкурентной закупки, а осуществить ее повторно в сроки, предусмотренные планом закупки и/или производственным графиком, нельзя;

  • необходимо завершить исполнение расторгнутого договора, а провести конкурентную закупку невозможно.

Закупка по итогам несостоявшейся процедуры

Обычно применяется, когда уже проведенная конкурентная закупка признана несостоявшейся, а потребность в товаре/работе/услуге осталась. Провести же повторную конкурентную процедуру заказчику не позволяют сроки.

Например:

  • по итогам процедуры допущена к участию только одна заявка;

  • ни одна заявка не была подана или допущена к участию в закупке.

Закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами

Обычно используется, когда заказчик выступает в роли исполнителя договора с третьим лицом, в том числе госконтракта, заключенного по 44-ФЗ.

В этом случае закупка у единственного поставщика дает заказчику возможность своевременно оформить обеспечение исполнения договора в форме банковской гарантии, снизить риски невыполнения или несвоевременного исполнения государственных или муниципальных заказов.

Также такой вариант позволяет заказчику выполнить условие о привлечении субъектов МСП к выполнению субподрядных работ.

Закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности

Применяется при закупке постоянных услуг:

  • коммунальных;

  • водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения и т. д.;

  • подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;

  • по техническому и санитарному содержанию помещений;

  • стационарной и мобильной связи.

Здесь все очевидно. Во-первых, потребность в таких услугах регулярная. Поскольку от них зависит бесперебойная работа заказчика, целесообразно за ними обращаться напрямую к конкретным исполнителям – управляющим компаниям, эксплуатирующим организациям, операторам связи.

Закупка у ограниченного круга лиц

Потребность применить это основание возникает, когда поставка товаров/работ/услуг является исключительным полномочием третьих лиц.

Что означает такая закупка:

  • приобретение товаров/работ/услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий, например покупка билетов у РЖД;

  • получение услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им организаций.

То есть заказчик избавляется от необходимости организовывать формальные конкурентные торги, если фактически заявку подаст только один участник.

Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ: виды процедур

Как уже было определено выше, под конкурентными понимают закупки (торги), где участники-исполнители соперничают за право заключения договора с заказчиком по его заявке на его условиях.

Выделяют четыре основных вида конкурентных закупок:

  • конкурс;

  • аукцион;

  • запрос котировок;

  • запрос предложений.

Узнаем, что представляет собой каждый вид.

Конкурс

Это форма торгов, когда победителем становится тот участник, окончательная заявка которого предлагает лучшие условия исполнения договора.

Что это значит – лучшие условия исполнения договора? Заказчик оценивает предложение участника по нескольким факторам: цена, гарантийный срок, наличие опыта выполнения аналогичных работ, срок исполнения работ.

Этот способ заказчик использует, когда ему важны не только цена контракта, но и другие параметры. В этом случае роль критерия «цена» может быть понижена, что не противоречит 223-ФЗ, и на первое место выходит другой критерий, например гарантийные обязательства исполнителя или срок выполнения заказа.

В этом случае заказчик указывает параметры оценки заявок, а претенденты не только предлагают цену, но и указывают необходимые характеристики закупаемого товара/работ/услуг. По каждому параметру заказчик проставляет баллы.

Победителем конкурса становится тот участник, который набрал максимальное количество баллов по заявке. В соответствии с Гражданским кодексом РФ заказчик обязан заключить договор именно с ним.

Конкурсная процедура может проводиться в один или два этапа по усмотрению заказчика на основании его Положения о закупках. При многоэтапном конкурсе сначала оцениваются технические предложения (без цены). Далее рассматриваются заявки с указанием цены (технико-коммерческое предложение) тех участников, которые были допущены ко второму этапу. 

Аукцион

Вид торгов, когда победителем становится тот участник, который предложил самую низкую цену договора путем снижения начальной цены, заявленной в извещении о проведении аукциона. Снижение производится в соответствии с шагом аукциона – заранее установленной величиной, обычно выраженной в процентах к стартовой цене. Результатом аукциона становится обязательное подписание договора заказчиком и исполнителем.

Аукцион обычно проводится, когда заказчик точно знает, что именно ему нужно, какого качества и в какие сроки. Цель – покупка необходимого по наименьшей цене.

Запрос котировок

Формат закупок, при котором победителем признают того участника, чья заявка соответствует требованиям заказчика при наиболее низкой цене договора. Цель запроса котировок – заключение договора по самой выгодной для заказчика цене. Обычно эту форму используют для закупки недорогих товаров/работ/услуг в короткие сроки. 

Запрос предложений

В этом случае победителем становится тот участник закупки, заявка которого максимально удовлетворяет требования закупочной документации и предлагает лучшие условия поставки товаров/работ/услуг. 

Формат аналогичен конкурсу, но есть одно существенное отличие: участники имеют возможность улучшить свои первоначальные предложения и направить их заказчику.

Как выбрать способ закупки по 223-ФЗ

Когда заказчик намерен произвести закупку товаров/работ/услуг, он должен использовать только те способы, которые он предусмотрел в Положении о закупках. А применение той или иной формы определяется рядом условий, которые указаны в Положении.

Так, открытый конкурс заказчик может провести, если:

  • для него важно выполнение нескольких условий договора одновременно;

  • срок закупки составляет более 15 дней;

  • начальная максимальная цена контракта более 10 миллионов рублей.

Под сроком закупки подразумевается время от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора.

Открытый аукцион проводят, когда:

  • заказчику важна цена договора;

  • на проведение закупки у него есть не менее 15 дней;

  • начальная цена договора превышает 10 миллионов рублей.

Если же времени на закупки у заказчика меньше, он вправе использовать процедуру запроса оферт – котировок или предложений.

Это означает:

  1. Запрос предложений проводится, когда заказчик имеет в своем распоряжении не менее 7 дней, и для него важны несколько условий исполнения договора.

  2. Если на проведение закупки у заказчика всего 5 дней, и важным условием для него является цена, он использует запрос котировок.

Существует несколько способов закупок, позволяющих заказчику выбрать приемлемый для себя вариант – удовлетворить свои потребности в качественных и надежных товарах/работах/услугах при одновременном эффективном вложении средств. Каким именно способом воспользоваться, заказчик определяет самостоятельно, опираясь на специфику закупаемых товаров/работ/услуг и особенностей своей деятельности.

Другие материалы

Подписка по интересам

Будьте в курсе актуальных предложений и новостей. Настройте подписку и получайте только самое важное для вас!