Новости компании

Дробление закупки по 223-ФЗ: в чем выгода для заказчика, кто проверяет

Дробление закупки по 223-ФЗ: в чем выгода для заказчика, кто проверяет

Если заказчик не заинтересован в проведении сложного конкурсного отбора, он может прибегнуть к процедуре дробления закупки. Такой вариант актуален в тех случаях, когда сумма каждого соглашения не более 100 000 рублей. 

В статье мы расскажем, почему заказчики применяют практику дробления закупок по ФЗ № 223, кто выявляет нарушения, как определяют искусственное дробление закупок по 223-ФЗ, какая ответственность.

Почему заказчики дробят закупки по 223-ФЗ: причины

В соответствии с 223-ФЗ, дробление закупки – это разделение одного большого заказа на несколько маленьких. Например, вместо одной закупки на 500 000 рублей заказчик проводит 6 закупок суммой до 100 000 рублей. Это позволяет избежать серьезных затрат и сократить сроки выполнения процедуры. 

ФАС относится к таким закупкам лояльно, но только при отсутствии явных признаков мошенничества. В иных случаях в силу вступает ст. 1 Закона 3 223-ФЗ, которая исключает дискриминацию потенциальных поставщиков. 

Дробление закупки на несколько лотов невозможно в следующих случаях:

  • при проведении электронных торгов закрытого и открытого типа;

  • при запросе котировок;

  • при запросе предложений. 

Законные основания

Организация крупных тендеров – это всегда долго и дорого. Чтобы сократить набор необходимых документов и снизить траты, заказчики дробят закупку на несколько мелких у единственного поставщика. Однако перед этим важно удостовериться в целесообразности решения. Есть риск столкнуться с претензиями со стороны ФАС. 

К законным причинам дробления закупки по 223-ФЗ относят:

  1. Необходимость упростить процедуру. Не все заказчики готовы собирать объемный пакет документов и дожидаться реализации закупки после подписания контракта. 

  2. Потребность в сокращении срока закупки. Это актуально в тех случаях, когда заказчики ограничены во времени. Например, если организации нужно закупить подарки для сотрудников к конкретной дате. 

  3. Возможность заключить контракт с определенным поставщиком, у которого наиболее выгодные условия. 

Нарушения закона

В некоторых случаях заказчики прибегают к дроблению закупки для получения личной выгоды. Это нередко практикуется в целях получения отката. В данном случае речь идет об искусственном дроблении, которое строго наказывается антимонопольной службой. 

Антимонопольная служба не считает дробление закупки нарушением, если процедура не противоречит п. 4,5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Подозрения в мошенничестве могут возникнуть, если организация производит ряд небольших закупок по одному проектному документу. В этом случае антимонопольная служба проверит действия заказчика на предмет нарушения 16 ст. 135-ФЗ. Чтобы получить полное представление о последствиях, можно ознакомиться с примерами из судебной практики. 

Признаки искусственного дробления закупок по 223-ФЗ

Чтобы избежать претензий со стороны ФАС, заказчику следует обосновать свой выбор. Это позволит избежать ответственности при наличии факторов, свидетельствующих о возможном мошенничестве. 

К признакам искусственного дробления закупок по 223-ФЗ относят:

  • несколько договоров, по которым заказчик получает одинаковые товары, работы или услуги;

  • соглашения заключались с небольшой разницей во времени;

  • все контракты подписаны с одним конкретным поставщиком. 

Если заказчик объяснит свою позицию, он может избежать штрафных санкций, выписанных ФАС. К уважительным причинам можно отнести потребность в быстрой реализации торгов для приобретения чрезвычайно нужных товаров или услуг. 

Выявление дробления закупок по 223-ФЗ, ответственность за нарушения

Заказчикам нужно знать не только о том, кто проверяет закупки по 223-ФЗ, но и какая ответственность предусмотрена за нарушения. Если представители ФАС определят, что закупка была раздроблена искусственным способом, заказчика привлекут в ответственности. В большинстве случаев нарушителю выписывают штраф. При серьезных нарушениях возможно привлечение и к уголовной ответственности.

При вынесении решения по делу учитывают следующие нормативные акты:

  1. 15 ст. 135-ФЗ не позволяет сокращать число потенциальных поставщиков без видимых причин. 

  2. 34 ст. бюджетного кодекса регулирует расходование бюджетных средств. В данном случае речь идет о снижении его эффективности. 

  3. 170 ст. ГК РФ аннулирует сделку, заключенную в заведомо притворных целях. 

Ответственность за нарушение определяется в зависимости от его тяжести. Если была нарушена 2 ч. 7.29 ст. КоАП, заказчику выпишут штраф в размере 50 000 рублей. В случае нарушения 14.32 ст. КоАП, помимо штрафа, последует дисквалификация. Если будет доказано, что поставщик был в сговоре с заказчиком, его лишат оплаты за предоставленные услуги или товары. Это связано с тем, что сделку в итоге признают недействительной. 

Прямой запрет на дробление закупок в Законе 223-ФЗ отсутствует. Это оставляет заказчикам возможность для маневра. Тем не менее, если дело дойдет до судебного процесса, заказчик окажется не в самом выгодном положении. Чтобы избежать штрафных санкций, необходимо доказать наличие оснований для дробления закупки. 

Другие материалы

Подписка по интересам

Будьте в курсе актуальных предложений и новостей. Настройте подписку и получайте только самое важное для вас!