Андрей Степаненко: Восемь электронных торговых площадок – это «здоровая схема»

Сегодня в Москве стартует X ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России – 2018». Организатором мероприятия – газета «Ведомости». Корреспондент Т94 побеседовал со спикером сессии «Государственные и корпоративные закупки: баланс частного и публичного интереса» – председателем Комитета по торгам общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральным директором Российского аукционного дома Андреем Степаненко о будущих тарифах ЭТП, отказе корпораций от собственных торговых площадок и оценил последние инициативы Минфина в сфере закупок.



– Прошло несколько месяцев после оглашения списка отобранных правительством РФ электронных торговых площадок (ЭТП). Достаточно ли, на ваш взгляд, восьми площадок для рынка закупок в его сегодняшнем виде?

– При введении новых правил на рынке закупок правительство заняло либеральную позицию и не пошло по пути создания единой площадки или сокращения количества ЭТП до трех. Хотя в определенный момент такие инициативы всерьез обсуждались, правительство отобрало восемь площадок, которые прошли полный набор технических аудитов, подписали соглашения и сейчас работают.

На мой взгляд: восемь площадок – это оптимальное количество для рынка, это «здоровая схема», которая позволит рынку быть конкурентным и устойчивым. Говорить сейчас о том, что можно было аккредитовать еще несколько ЭТП – бессмысленно, поскольку отбор уже прошел.

– Как вы оцениваете пилотный проект, в рамках которого был запущен единый агрегатор торговли «Березка» (ЕАТ)?

– Было отдельное распоряжение правительства, согласно которому этим сервисом на добровольной основе можно пользоваться с 1 июля 2018 г. Инициаторы проекта создали работающее программное обеспечение. Но для того, чтобы полноценно «погружаться» в рынок, сервису необходима большая интеграция в сегмент закупок, причем не только в рамках 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ. Пока «Березка» официально заявляет, что готова развивать направление малых закупок, чтобы не быть монополистом на рынке. Этот вопрос обсуждался на совещании регулятора в сентябре. Руководители сервиса поддержали идею о внесении изменений в 44-ФЗ, которые предполагают запуск механизма отбора подобных интернет-магазинов для малого бизнеса, чтобы на рынке развивалась здоровая конкуренция.

– Есть ли у «Березки», на ваш взгляд, перспективы стать электронной торговой площадкой?

– Перспективы стать ЭТП появляются у площадки, если есть качественное программное обеспечение и ресурсы. У «Березки» все это сейчас есть. Но еще нужно доказать рынку – заказчикам, поставщикам – что компания конкурентоспособна, у нее есть необходимые сервисы и работать с ней удобно. А дальше уже правительство решает, присваивать проекту статуса аккредитованной электронной площадки или нет.

– Сейчас на рынке наметился тренд, когда крупные компании стали отказываться от собственных кэптивных торговых площадок в пользу работающих на рынке. Например, именно это происходит с компанией «Алроса». Как этот процесс повлияет на рынок?

– Безусловно, добровольный переход госкомпаний на федеральные ЭТП принесет пользу обеим сторонам. Госкорпорации получат доступ к современным площадкам, которые работают в рынке, у которых большое количество заказчиков и поставщиков, и таким образом возникают кросс-сделки, кросс-закупки. Потратив какое-то время на интеграцию, госкомпании окупят свои расходы в дальнейшем. В большинстве своем, кэптивные площадки имеют упрощенный функционал и не имеют всех современных сервисов, необходимых для максимальной эффективности организации закупок. Если говорить о значении этой тенденции для ЭТП, то, естественно, площадки будут рады новым клиентам и дополнительной прибыли.

– Приведет ли сокращение числа площадок к сокращению затрат заказчиков?

– Если сейчас крупные корпорации начнут массово передавать свои закупки на аутсорсинг федеральным ЭТП, то это однозначно приведет к сокращению издержек – аутсорсинг всегда дешевле. Работа на собственных кэптивных площадках требует определенного бюджета на постоянное развитие сервиса, подчас довольно высокого. При этом надо создавать и фонд оплаты труда для сотрудников площадки.

– Тарифы ЭТП в рамках госзакупок утверждены. Следует ли рынку ждать аналогичного закрепления тарифов и по 223-ФЗ, или эти закупки логичнее оставить в «диком» виде?

– Игроки рынка ЭТП, естественно, не горят желанием раскрывать свои планы по тарифам в рамках 223-ФЗ. Но мы в ЭТП РАД установили тариф в две тысячи рублей в процедурах, где соединяются закупки малого бизнеса по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В остальном сегменте мы сейчас прорабатываем тарификацию. При этом мы говорим не о жестко установленных тарифах, а о продаже лицензий на программное обеспечение, которое дает право пользоваться площадкой в течение определенного периода. Таким образом, сейчас и работают площадки в сегменте 223-ФЗ: они не берут плату с победителя закупки, а продают лицензии на пользование своими сервисами – как информационными, так и аналитическими – определенному числу заказчиков. Мы планируем двигаться в этом направлении.

– Насколько обоснованы, на ваш взгляд, новые требования к отобранным ЭТП?

– Регулятор установил единые требования, которые, в целом, понятны и продиктованы желанием обеспечить необходимый контроль на рынке.   Однако возникают вопросы по нормативам количества госзакупок и закупок госкомпаний у субъектов МСП (не меньше 5% для каждой отобранной площадки – прим. редакции).  Со стороны площадок бывает разная трактовка этого норматива, а в законодательных документах очень расплывчато прописан пункт о минимальном числе закупок по 44-ФЗ и у субъектов МСП. Надо понимать, что площадки, которые отбирались для работы в сфере госзаказа, планируют работать и в других сферах закупок. При этом, к моменту установления единых требований площадки уже работали в сфере приватизации и реализации конфиската, поэтому было бы логично устанавливать нормативы и из этих отраслей, если мы говорим о «единых требованиях». Сейчас для площадок не установлено никаких нормативов по отраслям приватизации и конфиската. На наш взгляд, регулятор должен был установить нормативы в каждом сегменте рынка, либо не устанавливать вообще. Это было бы обоснованно и справедливо.

– Поддерживаете ли вы идею Минфина о введении унифицированных закупочных процедур на отобранных правительством РФ электронных торговых площадках?

– На мой взгляд, подобные инициативы имеют право на жизнь, но при этом стоит учесть все риски и оценить последствия для отрасли, ведь на рынке уже сейчас происходят масштабные изменения. Необходимо время для того, чтобы в условиях нового закупочного законодательства площадки полностью отладили рабочие процессы. Только после этого можно начинать рассматривать вопрос о переводе всех закупок на отобранные федеральные площадки. В любом случае, этот вопрос должен пройти серьезное общественное обсуждение совместно с бизнесом, который работает в этом сегменте.

Беседовал Антон Симаков.