01.12.2020

Басни И.А.Крылова за 1,5 миллиона рублей, первое прижизненное издание поэмы А.С.Пушкина «Полтава», уничтоженная цензурой статья В.Маяковского о Ленине, а также редкие автографы уйдут с молотка в Петербурге

9 декабря 2020 года Российский аукционный дом проведет свой очередной зимний аукцион «Редкие книги и автографы. Предметы искусства. Графика. Винил».



Мероприятие состоится 9 декабря в 15.00 в Российском аукционном доме, по адресу: СПб, переулок Гривцова, 5, литера В.
Предпоказ для СМИ: с 3 по 8 декабря (по предварительной договоренности).

В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой аукцион пройдет без очных участников (только онлайн, телефонное и заочное участие).

На предстоящий аукцион выставлено 348 лотов: издания по истории, финансам, праву, искусству, художественная литература, а также автографы, гравюры, литографии и плакаты, коллекционные виниловые пластинки, живопись и произведения декоративно-прикладного искусства.   Диапазон начальных цен также велик - от 1 000 до 1 500 000 рублей.

Самые дорогие лоты аукциона – прижизненные издания А.С.Пушкина и И.А.Крылова.

Первые издания великих классиков – это, так называемые, «голубые фишки» русского букинистического рынка. Этот термин пришёл в экономику из казино — фишки голубого цвета обладают наибольшей стоимостью в игре.
Подобные раритеты составляют фундамент русского библиофильства. Во все времена они были самым желаемым объектом книжного коллекционирования.


Лот 157
Самый дорогой лот на этом аукционе – уникальное прижизненное издание басен Ивана Андреевича Крылова.
Оценка 1 500 000- 1 700 000 рублей.

Представленный на торгах экземпляр «Басен» Крылова имеет статус историко-культурной ценности и является библиографической редкостью.
В 1834 году известный русский издатель Смирдин выпускает роскошное иллюстрированное собрание басен И.А. Крылова. Эта книга по сей день остается лучшим изданием произведений автора. Сам Иван Андреевич принимал активное участие в его подготовке. Для иллюстрирования басен Смирдин пригласил художника-гравера, члена Общества поощрения художников Андрея Петровича Сапожникова (1795-1855), который изготовил для книги небывалое количество иллюстраций — девяносто три. Тираж издания был очень мал – всего 2000 экземпляров. Большая часть гравюр были черно-белыми, и лишь незначительная часть была раскрашена от руки. Ценились такие «раскрашенные» издания чрезвычайно высоко, в 175 рублей (в то время как нераскрашенные продавались по 25 рублей).
Представленный на торгах лот -  относится именно к этой редкой части тиража. Это, так называемый, «крашеный» экземпляр смирдинского издания «Басен». Еще большую ценность книге придает тот факт, что раскрашены от руки все 93 иллюстрации.
Как отмечал известный русский актер и библиофил Николай Смирнов-Сокольский: «Басни, изданные Смирдиным в 1834 году, - одно из превосходных русских иллюстрированных изданий вообще и самое замечательное из всех изданных Смирдиным. Гравюры Сапожникова - едва ли не лучшие русские иллюстрации к басням Крылова».
------------------------------------------------------------------------------------

Лот 159

Следующее по цене - прижизненное издание поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
Оценка 600 000 – 650 000 рублей. 

На нашем декабрьском аукционе будет представлено первое издание поэмы, которую А.С.Пушкин называл «самой зрелой из всех моих стихотворных повестей». В «Полтаве» поэт впервые обращается к теме истории России и к образу Петра I.
По воспоминаниям близкого друга А.С.Пушкина М.В.Юзефовича (знаменитого публициста, участника Турецкой войны 1827-1828 гг) работа над «Полтавой» происходила таким образом: «Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему даже грезились во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда; он ел на скорую руку, что попало, и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом...».

Книга увидела свет в марте 1829 года, тираж составил 1 200 экземпляров. Один из экземпляров этого тиража стал лотом нашего аукциона.
Два года назад, в декабре 2018 года, другой экземпляр из этого тиража был продан на торгах РАД за 720 тыс. рублей.


-----------------------------------------------------------------------------------------

Раритетные издания футуристов из частной петербургской коллекции

Футуризм – одно из течений авангарда, оказавшее огромное влияние на всю русскую художественную культуру XX века. 
Предметы, имеющие отношение к этому художественному объединению, неизменно вызывают горячий интерес коллекционеров, поэтому появление в каталоге аукциона издания, никогда прежде не выставлявшегося на публичные торги, можно назвать сенсацией.

Лот 118

Свиток «Грамоты и декларации русских футуристов».
Оценка 100 000 - 120 000 рублей.

Продаж сборника на аукционах не зафиксировано (по сведениям, имеющимся у организаторов торгов).
Редкость. В сборнике собраны важнейшие декларации движения кубофутуристов.

В сборнике, изданном в Петербурге в 1914 году, собраны важнейшие декларации движения кубофутуристов.

Сборник имеет необычную форму свитка.
Сверху вниз на нем помещены:
- манифест из «Пощечины общественному вкусу»;
- манифест из «Садка судей II»;
- «Декларация слова, как такового», А. Крученых;
- два коротких текста Н. Кульбина – «Новый цикл слова» и «Что есть слово»;
- «Глас о согласе и злогласе» В. Гнедова
- манифест «Мы и Запад», подписанный А. Лурье.

Манифест из поэтического сборника «Пощечина общественному вкусу» - знаменитое программное заявление русских футуристов, впервые опубликовано в 1912 году.
Именно в нем впервые родилось на свет крылатое выражение: «сбросить с парохода современности».
 А. Крученых в заметке «О Хлебникове и других» писал: «Я помню только один случай, когда В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк и я писали все вместе одну вещь, — это был манифест в книге «Пощечина общественному вкусу». Писали долго, спорили из-за каждой фразы, слова, буквы. Помню, я предложил: «Выбросить Толстого, Достоевского, Пушкина...», Маяковский добавил: «С парохода современности». Кто-то: «Сбросить с парохода». Маяковский: «Сбросить — это как будто они там были, нет, надо бросить с парохода...» (В. Хлебников. «Зверинец» (ред. А. Крученых), М., 1930, стр. 13.)

Лот 116

Комплект номеров журнала «ЛЕФ» (Журнал «ЛЕФ». №1-7. Ответственный редактор В.В. Маяковский., 1923–1925).
Оценка 65 000-75 000 рублей.

Еще один любопытный лот, связанный с футуристами. В журнале № 1 за 1924 год была опубликована знаменитая, впоследствии изъятая цензурой статья Маяковского «Не торгуйте Лениным».

«ЛЕФ» — журнал, издававшийся объединением ЛЕФ в 1923—1925 годах под редакцией Маяковского. Ядро «ЛЕФа» — бывшие футуристы В.В. Маяковский (лидер объединения), Н.Н. Асеев, О.М. Брик, С.М. Третьяков, Б.А. Кушнер, Б.И. Арватов, Н.Ф. Чужак.
К сожалению, в представленном комплекте не сохранились знаменитые обложки работы великого Александра Родченко, однако, здесь сохранена другая редкость.

Мaяковский не возрaжaл против публичного возвеличивaния Ленинa – его возмущaли дешевaя и вульгaрнaя формa тaкого прослaвления. Нa первой стрaнице передовой стaтьи имелaсь грaфическaя иллюстрaция, воспроизводившaя одно из многих реклaмных объявлений, которыми пестрелa тогдaшняя прессa:
«Бюсты В.И. Ленинa гипсовые, пaтинировaнные, бронзовые, мрaморные, грaнитные в НАТУРАЛЬНУЮ и ДВОЙНУЮ ВЕЛИЧИНУ с оригинaлa, рaзрешенного к воспроизведению и рaспрострaнению Комиссией по увековечению пaмяти В.И. ЛЕНИНА РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА С.Д. МЕРКУЛОВА».
Дaлее следует вырaзительный комментaрий Мaяковского: «Мы против этого…. Мы нaстaивaем: – Не штaмпуйте Ленинa… Не создaвaйте культa именем человекa, всю жизнь боровшегося против всяческих культов. Не торгуйте предметaми этого культa. Не торгуйте Лениным!»
Некоторое время спустя после нaпечaтaния тирaжa весной 1924 г., редaкционнaя стaтья, по-видимому, былa сочтенa непригодной для публичного рaспрострaнения и изъятa из нерaспродaнных экземпляров журнaлa. Однако зaголовок стaтьи сохрaнился в оглaвлении, a в экземпляре, нaпрaвленном издaтелями в Библиотеку Ленинa в Москве, стaтья остaлaсь невырезaнной.
В большинстве циркулирующих на рынке экземпляров этого журнала страницы 3-4 числятся утраченными
Статья «Не торгуйте Лениным» сохранена в представленном комплекте.
______________________________________________________________

Лот 189

Асеев, Н. Собрание стихотворений. В 4 т. 1928-1930.
Оценка 250 000-280 000 рублей

Подарок от одного участника творческого объединения «ЛЕФ» другому – еще один редкий лот.
В первом томе поэт оставил дарственную надпись: «На память Осипу Максимовичу Брику от друга Николая Асеева. 1926. 11 ноября.».
Асеев и Брик были участниками различных литературных объединений футуристов. В середине 1920-х годов оба состояли в творческом объединении ЛЕФ.


Автографы, графика, винил

В каталоге аукциона представлен еще ряд лотов с автографами: императрицы Марии Федоровны (лот 200), Максима Горького (лоты 175, 176), Иосифа Бродского (лот 190), Агриппины Вагановой (лот 122).
Есть и один интересный автограф не на книге, а на виниловой пластинке.
В подборке редких виниловых дисков Владимира Высоцкого есть пластинка с автографом Марины Влади (лот 219 оценка 30 000-34 000 рублей). Это совместный альбом Высоцкого и Влади, изданный во Франции в 1988 году.
Также внимание меломанов привлекут первые издания нескольких плаcтинок Beatles (лоты 212-217), а любителей отечественной рок-музыки не оставит равнодушным редкое оригинальное издание последнего альбома группы «Кино» - «Черного альбома».

Лот 221

«Черный Альбом», группа «Кино»
Оценка 50 000-55 000 рублей

Представленный на торгах комплект вручался гостям презентации пластинки, которая состоялась 12 января 1991 года в Московском дворце молодежи. Помимо самого диска с редкой альбомной обложкой, в комплект вошли 2 наклейки, плакат, открытка, пластиковый пакет и приглашение на презентацию.
«Черный альбом» - легендарный и во многом роковой для истории русской рок-музыки.
Демоверсия альбома была записана лидером группы «Кино» Виктором Цоем и гитаристом Юрием Каспаряном летом 1990 года в Латвии, куда музыканты отправились в отпуск после тяжёлых и изнурительных гастролей.

15 августа 1990 года около 11 часов утра на 35-м километре трассы «Слока — Талси» «Москвич-2141», за рулем которого был Цой, по неизвестной причине выехал на встречную полосу. Практически сразу же легковой автомобиль музыканта столкнулся с автобусом «Икарус-250».
Завершать создание «Чёрного альбома» музыканты «Кино» были вынуждены без своего лидера. После выхода пластинки группа «Кино» распалась. Музыканты изначально понимали, что без Виктора Цоя группа существовать не будет.

---------------------------------------------------------------------------------------------------
Кроме того, на торгах будет представлен ряд произведений декоративно-прикладного искусства, живописи и графики.
Удивляет своей злободневностью коллекция советских агитационных плакатов 1960-80-х годов (лоты 303-348). Пьянство и курение, бюрократия и взяточничество, расовая дискриминация и напряженная международная обстановка – проблемы, о которых говорили авторы «Боевого карандаша», не перестали быть актуальными.

Также в разделе графики покупатели смогут оценить и совсем недорогие (от 5000 рублей) литографии ленинградских художников 1970-80-х годов, и работы таких мэтров как Сальвадор Дали и Марк Шагал.  В отличие от их живописных работ, стоимость которых доходит до нескольких десятков миллионов долларов, произведения тиражной графики вполне доступны по цене.


Ссылка на PDF-каталог с полным перечнем лотов

Информация об аукционе на сайте Российского аукционного дома